Сергей Шнур – Свобода, о чём песня на самом деле

Давайте подумаем над скрытым смыслом песни Сергея Шнурова — Свобода. Немногим известно, что за сценическим образом алкоголика Шнура скрывается духовно и физически развитый человек. Это можно наглядно увидеть и почувствовать, например, в этом интервью. И соответственно, многие песни Сергея и группировки Ленинград скрывают тайный смысл, намеренно несут в массы посыл, месседж.

В песне Свобода Шнура речь на самом деле не про тюрьму, а про путь саморазвития и работу с подсознанием/душой. Как и всякий адекватный Мастер, Сергей в тексте некогда популярного хита не только делится личным опытом, но и даёт конкретную практику.

Теперь пройдёмся по смыслам.

«Только, когда плывешь против теченья,
Понимаешь, чего стоит свободное мненье.»

В самом начале так называемого Пути практикующий человек сталкивается с борьбой против себя, с сильным сопротивлением не только внутренним, но и зачастую внешним. Происходит борьба с автоматичностью мышления, привычками, зоной комфорта. Всё вокруг – течение жизни, ближнее окружение, социум, эго – постоянно стремится вернуть человека обратно на круги своя, потому что не хочет меняться, но он снова и снова плывёт против устоявшихся годами программ, схем. Ищет стены и пробивает в них ходы, ломает систему.

Достичь свободы, или хотя бы свободного мнения, для начала – очень непросто. Эту работу не объяснить простому прохожему, далекому от эзотерики и психологии, родителям не объяснить. Это путь постоянных проб и ошибок, порой длиною в годы. Поэтому даже если просто перевести в трудочасы, то стоит это действительно довольно дорого.

И заодно, как бонус, человек начинает понимать, насколько ценно мнение действительно свободного человека – того, кто уже прошел этот путь.

«Звенья собираются в длинные цепочки,
Линия жизни становится точкой.»

Когда человек долго работает над собой, вытаскивая изнутри наружу всевозможные затыки, то они часто друг с другом объединяются в цепочки, открывают новые слои, трансформируются, да и много чего там происходит внутри интересного и удивительного.

Паззл понемногу складывается воедино, разрозненные звенья цепи соединяются между собою, человек становится более цельным.

При этой работе неизбежно увеличивается осознанность, присутствие, приятие. Концентрация внимания перестаёт самовольничать, и устаканивается в одном месте. Можно сказать, что неровная смутная линия жизни человека, которая раньше состояла из прошлых, будущих и разных других идей, теперь превращается в аккуратную точку присутствия в моменте здесь и сейчас.

«Строчки и дни стежок за стежком
Шьют твоё дело с душой и огоньком.
Здесь за решёткой, начальник — полковник.»

Далее, по мере углубления внутрь себя, человек понимает про отсутствие выбора в жизни каждого из нас. Об этом хорошо говорит, например, доктор Шаменков, что все наши поступки, действия, идеи, эмоции — всё управляется вышестоящими структурами, которые мы не особо то и осознаем поначалу. Эти вышестоящие структуры и есть полковники, являющиеся нашими начальниками. Именно они создают наши будни и строчки наших реплик, из которых и сшивается наша жизнь – “дело”, где зарегистрирована каждая минута, если не секунда. В рядах наших полковников, например, небезызвестная душа, огонёк Божественной природы, да и наверняка ещё много чего невероятного.

Обратите внимание на текстовку «Здесь за решеткой». Если подумать, то фразу «здесь и сейчас» спеть по-умолчанию нельзя в попсовой песне, потому что это узнаваемый бренд, который сразу заклеймят шизотерикой, хуже воспримут, и вообще могут не пропустить. Поэтому, присутствует только слово «здесь». Это же можно увидеть, например, в песне «Princes of the Universe» Queen, где поют в самом начале «Here we are», или если перевести дословно: “Здесь мы есть”. Но это мини-мысль, а про решетку станет понятнее чуть ниже.

«Моя свобода — это радиоприёмник.»

С накоплением знаний и часов практики человек может прийти к пониманию, что свойство каждой личности, данное от природы — это уметь услышать и почувствовать себя, свою интуицию, душу, сердце, подсознание, Бога, как это только не называют. Радиоприёмник: здесь и дальше Шнур поёт как раз о канале связи с этим самым подсознанием-душой. Через это и можно выйти на желанную свободу.

«Быть другим — это значит быть всегда одному.»

Искатель всегда один — как говорил Бяк, да и не только он, про некоторое одиночество практикующего. Но это не про известные психологам чувства грусти и печали, мол, совсем один, никого рядом, как плохо жить. Нет, быть одному — это как бы ориентир, указатель, что здесь, на этой планете, в этой жизни искателю свободы найти больше некого, кроме как самого себя. Эта установка сосредотачивает человека, концентрирует на самом важном, отсекает лишнее, так как мысли с эмоциями так и норовят залезть куда-то ещё, помимо себя. И приходится их всегда возвращать обратно.

Практикуя, человек волей-неволей становится другим, отличным от большинства. Так уж исторически сложилось, что в мире очень небольшой процент людей, кто развивает в себе способность в каждом моменте отслеживать только себя, быть собой. И ещё меньше тех, кто действительно достиг свободы. На этом пути духовного саморазвития вполне закономерно, что человек выделяется из толпы, так как перестаёт следовать шаблонам, схемам, системам, подчиняясь зову своей индивидуальности. 

Некоторые, бывает, выбирают настоящее одиночество, подальше от людей, поэтому фраза “быть одному” здесь может иметь несколько смыслов.

«Выбирай, что тебе, суму или тюрьму.»

Довольно сложная аллегория здесь, но попробую объяснить, как понимается. Недавно я услышал высказывание, что если человек идёт внутрь, то ему очень сложно идти вовне. Это вполне может быть одной из причин, почему хорошие адекватные Мастера совсем не умеют себя раскручивать. Либо ты двигаешься к себе, углубляешься внутрь, либо ты масштабируешься, расширяешься, например, в плане инфобизнеса. То есть не получается идти одновременно двумя путями.

Кстати, может быть здесь заложена идея разницы светлого и тёмного пути, о которых много говорила Блаватская и её последователи. Типа, его величество, выбор. Можно сдаться своей душе и жить в этой тюрьме саморазвития, учиться осознавать её стены, обстановку. А можно забить на душу и пойти зарабатывать деньги, ни в чём себе не отказывая и ни о чём особом не думая.

Не знаю точно, а как вы бы расшифровали этот кусочек песни Сергея Шнурова?

Что до образа тюрьмы в песне Свобода — больше всего кажется, что это образ служения себе или высшим идеалам, человечеству, Богу, или еще чему-нибудь, с чем связано предназначение человека. Когда как бы приходится запирать себя в рамки, чтобы достичь большего. Дисциплина, самоограничение, иногда даже самоистязание. В тюрьму заключаешь себя всё больше и больше, осознавая, например, что нет никакого выбора из-за отсутствия возможности чем-то управлять. Или, например, для развития любого навыка нужна мини-тюрьма концентрации внимания, это вообще прям правило, чтобы хоть что-то получилось: делать регулярно и чётко, иначе результаты будут фиговые.

 

«Никому просто так не даётся свобода,
Из неё нет выхода, и в неё нет входа.»

А здесь можно прочесть прямо-таки классическое описание просветления, самадхи, ну, или ещё чего-то такого трансцендентального. Этого никак не добьешься, это само происходит, и просто так оно никому не даётся.

Важно заметить, что Шнур этим утверждением ни в коем случае не старается сказать, мол, забей и живи, всё равно всё само будет. Так тоже отчасти верно, что не надо париться, и надо реализовывать желания, но парадокс здесь в том, что есть, в том числе и крайняя необходимость стараться, и пытаться этой свободы достичь.

Эти две строчки просто убирают торопливость, привязанность к идеям «а как», ожидание результата, раздражение от неудач. Сергей успокаивает и настораживает одновременно. А произойдёт ли эта свобода вообще? А правильно ли мы всё делаем? А может всё на самом деле не так? Как писал Бяк в своём единственном стихе: “Блииин! Неизвестно. И ясным – не станет!” И может быть даже никогда, что занятно, если вдуматься.

 

«Сода для того, чтобы чай был черней.
Понятно, тогда и себе налей.»

Здесь опять аллегория хитрая какая-то. С одной стороны, возможно, это про рекомендацию из книги Блаватской, где Будда сказал, в целом, что надо не верить просто так на слово, а пропускать через себя. Так и здесь, можно слепо поверить Шнуру на слово, и кинуть соду в чай. Вроде бы круче, если черней. Но ведь если хорошенько подумать, то не совсем понятно, подходит ли этот совет лично нам? Может организму как раз сейчас это вредно? И вообще, две ложки добавлять, а может три, или сколько? То есть Шнур, как бы, предупреждает, что сначала сами поймите себя и устройство мира, а потом уже можно и соды бахнуть в чай по рекомендации. Если понятно, как и зачем.

С другой стороны, возможно, эта аллегория о том, что не стоит искать скрытых эзотерических подоплёк, дабы не путаться. Что всё просто. Что даже просветлённые Мастера не какие-то люди-икс, а обычные человеческие существа с обычными жизнями. Что сода не для начертания пентаграмм или активации потоков, а просто чаёк улучшить, садись, выпьем, отдохнём, как все и делают.

С третьей стороны, может здесь вообще какой-то магический рецепт заложен. Ведь мало кто знает, что сода – это сверхполезная штука, ею даже рак лечат, не говоря про иные применения, как например, содо-солевые ванные.

 

«Я участвую в каком-то сидячем марафоне,»

О, здесь чудесный двойственный смысл. В основном, чисто про медитации. Представьте себе этот великий сидячий марафон мироздания. Интересно, сколько миллиардов существ во вселенной прям сейчас сидят и медитируют? Говорят, все мы рано или поздно хорошенько поучаствуем в этом мировом флешмобе, не в этой, так в следующей жизни.

Отчасти даётся намёк на эффект групповых медитаций, который иногда может быть посильнее, чем ежели в соло.

 

«Хорошо, есть приёмник в магнитофоне.»

Взмедитнули в сидячем марафоне, стало хорошо, вот уже и приёмник появился. Кстати, обратите внимание, что здесь уже не просто радиоприёмник, как раньше, а просто приёмник. Возможно, это о том, что по мере практики отношения человека с его радиоприёмником налаживаются, упрощаются, видоизменяются. Возможно, это о том, что появляется ясность, пробуждается понимание – и устройство, казавшееся ранее приёмником радио, оказалось приёмником чего-то иного, или вообще приёмником всего.

Магнитофон. А это, соответственно, вся конструкция человека. То есть тело, энергетика, эмоции, мысли, ощущения. Внутри всего этого добра и находится некоторый приёмник, о котором уже говорилось ранее – устройство, чтоб ловить свои же себе сигналы и отличать их от тех же игр ума. Да, и вообще классная метафора – человек, как магнитофон – ведь очень похоже!

И действительно, хорошо, что есть приёмник. Потому что иногда, как рассказывают опытные люди, наступает тёмная ночь души, разрушается картина мира, или просто изменяется восприятие до неузнаваемости. Всякое бывает тут у нас в этой парадоксальной вселенной. И тогда, в полной неопределённости, или среди какой-нибудь жуткой жути, как раз и остаётся этот самый приёмник, который если не подскажет, то хоть успокоит чуток.

 

«Чай, папиросы, ответы на вопросы,
Допросы, опять допросы.»

Интересно, что уже второй раз упоминается чай. А причем здесь курение? Может быть, это универсальное взаимодополняющее сочетание продуктов, потому что чай энергетизирует, как бы окрыляет, а табак, наоборот, успокаивает, замедляет, заземляет? Сколько процентов людей, идущих по пути духовного развития, курят табак и пьют нечто кофеиносодержащее? Из лично мною встреченных искателей, их повальное большинство, так может это опять некая магическая формула? Короче, с чаем непонятно…

Что до вопросов и допросов, то здесь более ясно. Когда приёмник уже чуть работает, человек начинает взаимодействовать с собой, то есть со своими высшими аспектами, получать информацию оттуда, учиться её понимать. Тогда закономерно возникает много вопросов, очень много, тысячи их. Человек получает ответы на свои вопросы, но возникают новые, или уточняются старые, или что-то совсем не понятно, и надо с разных сторон тщательно перепроверять. 

Вот так и допрашивает, допрашивает человек себя (сердце, душу, Бога, интуицию). Шнур здесь не даром аж три раза подряд использует слова с буквосочетанием “опросы”. Спрашивать, лично мне кажется, вполне естественно. Ведь всем нам хочется идти правильно, и чтобы с кайфом, и никому при этом не навредить, и чтобы сверхспособности появлялись и т.д.

Причем из личного опыта замечу, что иногда многовопросье — это не от жизни хорошей, а потому что ум пока ещё фиговато интерпретирует ответы, вот и приходится уточнять, переспрашивать. Да и сами методы общения с собой могут совершенствоваться, что пробуждает новые формы вопросов-ответов.

 

«Мой приёмник — односторонняя связь,
Тире и точки, арабская вязь.»

Пример, как может работать интуиция на начальных этапах развития. Очень непонятно может работать. Приходится расшифровывать, экспериментировать, интерпретировать, проверять, и тому подобное.

Плюс, можно же легко и в дурку загреметь, если слепо, например, поверить на слово какому-нибудь голосу или образу, или если начать всё делать по первому приходящему в голову пониманию. Арабская вязь, что и говорить. И пока не выучишь этот язык, пока не разберёшься сам или с чьей-то помощью, фиг что толком получается. Ну, не у всех, наверное, ведь есть и гении, и случаи прорывов, и чего только нет.

Упоминание же о методе выстукивания тире и точек – отсылка к работе с подсознанием, когда оно через тело может начать давать сигналы. НЛПеры в курсе. А возможно и сама азбука Морзе есть неплохим способом получения информации изнутри. Ведь есть и методы интуитивного письма, и интуитивного рисунка, и чего хочешь интуитивного. Идеомоторные трансы, например, сюда же, да и вообще всё понятие психосоматики. А кто-то из великих (ДаВинчи? Дали?) вообще шарик в ведро ронял, что служило ему сигналом о старте труда. Потому у знатока азбуки Морзе и арабской вязи, вполне могут работать и описанные Шнуром методики.

Да, и интересно, почему односторонняя связь. Думаю, потому что… ну, а что мы душе то сказать можем, или Богу? И так всё они уже знают, любят… Потому только спрашивать и остаётся, чтобы самим доразвиться до их уровня и так же смочь.

 

«Я не могу сказать, но зато я слышу,
Я видел, как крыса становится мышью.»

Тут красивый оборот, аж тройственный по смыслам, прям как по учебникам НЛП, Шнур затрагивает все основные чувственные аспекты человека — «сказать», «слышу», «видел». Может, чтобы активизировать внимание слушателя, в лучших традициях рекламщиков. А может и для чего-то ещё.

Мне кажется, здесь продолжается тема предыдущих строк про одностороннюю связь. Человек своему подсознанию мало чего может сказать – оно ж подсознание, огромное, объёмное. Только слышать и остаётся. То есть сидеть себе молча и внимать. И вот тогда отлично видится, как происходят чудесные трансформации, например, как крыса становится мышью.

Под крысой, скорее всего, подразумевается негативный аспект, аля, “крысящий”, “крысить”, то есть человек только себе берущий, и тайком от всех “на крысу” что-то поедающий (у всех же в детстве крысами в компаниях обзывали жадин?). Развился, осознал свою жадность, трансформировал. А мышь — это уже безобидное существо, даже мирное, притихшее, тонкое… Хотя, честно говоря, здесь за образом чувствуется какой-то более глубокий смысл, мне не понятный. Может вам виднее?

Или можно представить себе, сидишь такой, медитируешь, и вдруг, бам, галлюцинация или явь: видишь, как твоя милая домашняя крыска превращается в мышку. Чудо же чудесное, каким и похвастаться в песне не грех. Вполне наряду с известными чудесами, как то на Ютубах дядя прожигает рукой стаканы, или Саи Баба материализирует золото.

 

«То, что не стереть, как сильно не три -»

Здесь для начала надо рассмотреть смыслы слова “стереть”. Свободу не стереть с лица земли, как например, стирались цивилизации – то есть, наверное, это нечто настолько бессмертное, неразрушимое. Свободу не стереть из памяти – тут сразу дана подсказка искателям, как отличить приключившееся от приглючившегося – состояние свободы, видимо, ни с чем не спутать и никак не забыть. Свободу не стереть, как например, ноги при ходьбе или руки при труде – она останется константной, неизменной. Свободу не стереть ничем, какая бы сила ни прикладывалась, как бы сильно ни тёрли – то есть это такая крутая штука, что аж неподвластна каким-нибудь силовым структурам, или ещё чему. 

Всё это логично, потому что какая же это свобода, если содержит какую-нибудь несвободу. Только полная свобода – свобода – как бы от всего вообще. Или несвобода тоже часть свободы? И это тоже, возможно, некоторый ориентир для искателей, но если так, то настолько двойственный, что я пожалуй здесь промолчу.

 

«Свобода — это то, что у меня внутри.»

А вот и практика от Мастера. В последней фразе последнего куплета песни “Свобода”, Шнур, как и многие другие многоопытные и высокоразвитые люди, обращает внимание ищущего человека на самое важное, где собака зарыта. Где искать, собственно. И позже, уже в самом конце повторяет это аж восемь раз. Забавно, что эта восьмеричная пропевка есть в оригинале песни, но отсутствует в опопуляризированном радио-римейке.

Шнур сначала предлагает настроиться на его личное состояние Свободы, которого он достиг на своём пути: «у меня внутри». Этим и завершается его история о личном опыте, которая, скорее всего, скрывается здесь в отдельной сюжетной ветке, помимо двух явных: поверхностной про жизнь в тюрьме и глубинной, описанной выше про работу над собой.

А далее, в повторах Сергей Шнуров уже непосредственно учит, что эта самая свобода именно «у тебя внутри». Причем, если прислушаться, то в каждой четвертой строке можно услышать «у себя внутри». Чтобы не возникало иллюзий, куда именно стоит обращать внимание.

 

«Свобода — это то, что у тебя внутри.
Свобода — это то, что у тебя внутри.
Свобода — это то, что у тебя внутри.
Свобода — это то, что у себя внутри.
Свобода — это то, что у тебя внутри.
Свобода — это то, что у тебя внутри.
Свобода — это то, что у тебя внутри.
Свобода — это то, что у себя внутри.»

Конечно, можно еще поговорить о том, почему в альбомном варианте песни, где Кипеловский припев исполняется группировкой Ленинград, вместо «я забыл, что значит страх» слышно отлично замаскированное «я забыл, что значит срать». Но не будем о весёлом.

В завершение, хочется попросить, если у кого-нибудь из вас будут идеи, мысли, озарения про расшифровку песни Свобода от Сергея Шнурова – пишите в комментариях, обсудим.

 

PS. А здесь ссылка, если сложно найти изначальный, неопопселый, альбомный вариант песни Свобода группировки Ленинград.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *